Относительной разреженности современных жилых комплексов целесообразно противопоставить концентрированную застройку общественных центров с системой сравнительно небольших, уютных и разнообразных пространств, предоставленных в распоряжение пешеходов. Подобные решения удачно использованы, например, в «полусатсллитах» Стокгольма, что обеспечило их центрам своеобразную уютность. При этом в контраст к обильному озеленению окружающей жилой среды эти ансамбли получили благоустройство, практически не включавшее зелени. Подобный тип решения перспективен для поселков и сельских населенных мест.
Одним из путей утверждения значимости ансамбля центра через контраст с окружением стало использование многофункциональных зданий, структурно объединенных с транспортной коммуникацией. В 1960-х годах в Англии сооружен центр нового города Камбернолд (архит. Дж. Копкатт). Его линейная структура, венчающая гребень холма, по склонам которого расположена жилая застройка, как бы оседлала транзитную автомагистраль, определившую главную ось системы.
Местные проезды и автостоянки введены внутрь здания. Поднятые над землей террасы и крытые пассажи обеспечивают пешеходные связи центра и пешеходное сообщение между частями города, разделенными магистралью Объемы функциональных процессов, которые должны протекать в главном центре населенного места, прямо пропорциональны численности его собственного населения и населения обслуживаемых меньших населенных мест системы группового расселения.
Поэтому, во-первых, пространственная структура центра находится в определенной соразмерности с величиной населенного места, а во-вторых, вместе с ростом населения должен расти и развиваться его центр. Проблема развития центра — одна из самых острых и трудных среди проблем роста города в целом. Главные условия ее решения: во-первых, система, открытая для изменений, допускающая количественный рост без ломки ее закономерности; во-вторых, сохранение территориального резерва для роста.
Одним из путей утверждения значимости ансамбля центра через контраст с окружением стало использование многофункциональных зданий, структурно объединенных с транспортной коммуникацией. В 1960-х годах в Англии сооружен центр нового города Камбернолд (архит. Дж. Копкатт). Его линейная структура, венчающая гребень холма, по склонам которого расположена жилая застройка, как бы оседлала транзитную автомагистраль, определившую главную ось системы.
Местные проезды и автостоянки введены внутрь здания. Поднятые над землей террасы и крытые пассажи обеспечивают пешеходные связи центра и пешеходное сообщение между частями города, разделенными магистралью Объемы функциональных процессов, которые должны протекать в главном центре населенного места, прямо пропорциональны численности его собственного населения и населения обслуживаемых меньших населенных мест системы группового расселения.
Поэтому, во-первых, пространственная структура центра находится в определенной соразмерности с величиной населенного места, а во-вторых, вместе с ростом населения должен расти и развиваться его центр. Проблема развития центра — одна из самых острых и трудных среди проблем роста города в целом. Главные условия ее решения: во-первых, система, открытая для изменений, допускающая количественный рост без ломки ее закономерности; во-вторых, сохранение территориального резерва для роста.