То же и с интеллектом: имея генетическую основу, он подвержен воздействию внешних факторов. Это воздействие, определяя форму, которую принимает интеллект в каждом отдельном обществе, либо позволяет детям с наибольшей полнотой раскрыть свой интеллектуальный потенциал, либо препятствует этому.
Психолог Ульрих Нейссер из университета Эмори собрал в Атланте 16 ученых, чтобы обсудить эти актуальные проблемы. Может ли повышение жизненного уровня влиять на повышение IQ? По расчетам Флинна, из каждых двадцати баллов, на которые возросли показатели IQ, пять, возможно, определяются социально-экономическими факторами.
Стали ли наши школы лучше? Самый заметный рост IQ продемонстрирован в невербальных тестах, почти целиком состоящих из головоломок и задач на сообразительность. А ведь такие тесты должны быть свободны от влияния образования и культуры. В тестах, оценивающих “благоприобретенный интеллект” (тех, что проверяют запас слов, умение совершать арифметические действия и практические знания - вроде того, из чего получают скипидар), рост показателя IQ гораздо менее значителен. При том, что эти тесты предназначены для того, чтобы выявлять знания, полученные в школе.
Итак, могут ли такие факторы, как улучшенный рацион, развитие сети музеев и зоопарков, широкое распространение конструкторов “Лего” и “Трансформер”, способствовать повышению коэффициента умственного развития? Очевидно, могут, но лишь потому, что повышают истинный интеллект, развивая у ребенка, увлеченного “Лего”, пространственное воображение.
Однако нет никаких признаков того, что собственно ум - то есть способность схватывать на лету или совершать творческие “прорывы”, и все прочее, что входит в понятие “ум”, - повышается с такой же быстротой, как IQ. (Напомню, что в противном случае средний американец 1918 года не понимал бы, как играют в бейсбол.) Флинн называет это “разорванным звеном” между интеллектом и коэффициентом интеллектуального развития.
Психолог Ульрих Нейссер из университета Эмори собрал в Атланте 16 ученых, чтобы обсудить эти актуальные проблемы. Может ли повышение жизненного уровня влиять на повышение IQ? По расчетам Флинна, из каждых двадцати баллов, на которые возросли показатели IQ, пять, возможно, определяются социально-экономическими факторами.
Стали ли наши школы лучше? Самый заметный рост IQ продемонстрирован в невербальных тестах, почти целиком состоящих из головоломок и задач на сообразительность. А ведь такие тесты должны быть свободны от влияния образования и культуры. В тестах, оценивающих “благоприобретенный интеллект” (тех, что проверяют запас слов, умение совершать арифметические действия и практические знания - вроде того, из чего получают скипидар), рост показателя IQ гораздо менее значителен. При том, что эти тесты предназначены для того, чтобы выявлять знания, полученные в школе.
Итак, могут ли такие факторы, как улучшенный рацион, развитие сети музеев и зоопарков, широкое распространение конструкторов “Лего” и “Трансформер”, способствовать повышению коэффициента умственного развития? Очевидно, могут, но лишь потому, что повышают истинный интеллект, развивая у ребенка, увлеченного “Лего”, пространственное воображение.
Однако нет никаких признаков того, что собственно ум - то есть способность схватывать на лету или совершать творческие “прорывы”, и все прочее, что входит в понятие “ум”, - повышается с такой же быстротой, как IQ. (Напомню, что в противном случае средний американец 1918 года не понимал бы, как играют в бейсбол.) Флинн называет это “разорванным звеном” между интеллектом и коэффициентом интеллектуального развития.