Сотню лет спустя такое же отношение к излишеству оказалось понятно немецкому ребенку, пораженному тем, что бабушка намазала его сухарики для завтрака маслом: «Нам говорили, что если мы будем так делать, то нас посадят в тюрьму».
Изобразительное искусство, по крайней мере того времени, связывает понятие бережливости с семейным счастьем. В Нидерландах banketjestukken, то есть изображение «маленьких пиров», приобрело очень большую популярность в 1620-х и 1630-х годах. Оно прославило в натюрмортах приятные стороны достатка, близкого к избытку. Предметом изображения были сельди, разрезанные фрукты или хлеб и сыр на глиняном блюде — все вместе означало хозяйственное преуспевание семьи, домашнее блаженство, чистые салфетки и начищенную до блеска оловянную посуду.
В Британии XVIII века живописцы создали иной тип почитания экономности. Рынок товаров уже расцветал. Жанровые художники писали картины, которые обессмертили домовладельцев, представляя господ в интерьере лучших, публичных комнат их новых домов, в блеске нарядов из шелка и бархата, перед новыми фарфоровыми чайными сервизами.
Но известно, что эти картины зачастую не отражали реального положения вещей. В жизни комнаты были заполнены и даже переполнены различными предметами. А мы видим на полотне воображаемую комнату, с практически пуританской обстановкой, в которой высвечивается единственный изысканный предмет, говорящий о роскоши. В этом и заключалась суть идеи о сдержанности в расходах.
Оценка экономии в ситуации, когда большое количество товаров оказалось доступным и сравнительно недорогим, получила нравственную окраску, которая выразилась в выборе товара. В журналах можно было найти оценку многих потребительских товаров, доступных для читателей. Однако вместо того, чтобы представить их в качестве основы для определенного статуса или с точки зрения удовольствия, им придали моральные характеристики. Приобретаемые вещи презентовали как «важных посредников в обучении жизни». Подразумевалось, что простая жизнь в окружении правильных вещей, созданной ими ауре, может поднять семейный быт на более высокую ступень, представить его в новом свете.
Моральный, образовательный и финансовый уровень семьи мог быть повышен (или понижен) посредством того, какие покупки делает жена. В Нидерландах XVII века картины, изображающие жен, которые выкладывают в магазинах заработанные мужем деньги, ставили целью показать реальную ценность денег. В новом понимании покупаемый объект, в свою очередь, оказывался связанным с тем, как семья понимает заработок и его разумную трату.
Изобразительное искусство, по крайней мере того времени, связывает понятие бережливости с семейным счастьем. В Нидерландах banketjestukken, то есть изображение «маленьких пиров», приобрело очень большую популярность в 1620-х и 1630-х годах. Оно прославило в натюрмортах приятные стороны достатка, близкого к избытку. Предметом изображения были сельди, разрезанные фрукты или хлеб и сыр на глиняном блюде — все вместе означало хозяйственное преуспевание семьи, домашнее блаженство, чистые салфетки и начищенную до блеска оловянную посуду.
В Британии XVIII века живописцы создали иной тип почитания экономности. Рынок товаров уже расцветал. Жанровые художники писали картины, которые обессмертили домовладельцев, представляя господ в интерьере лучших, публичных комнат их новых домов, в блеске нарядов из шелка и бархата, перед новыми фарфоровыми чайными сервизами.
Но известно, что эти картины зачастую не отражали реального положения вещей. В жизни комнаты были заполнены и даже переполнены различными предметами. А мы видим на полотне воображаемую комнату, с практически пуританской обстановкой, в которой высвечивается единственный изысканный предмет, говорящий о роскоши. В этом и заключалась суть идеи о сдержанности в расходах.
Оценка экономии в ситуации, когда большое количество товаров оказалось доступным и сравнительно недорогим, получила нравственную окраску, которая выразилась в выборе товара. В журналах можно было найти оценку многих потребительских товаров, доступных для читателей. Однако вместо того, чтобы представить их в качестве основы для определенного статуса или с точки зрения удовольствия, им придали моральные характеристики. Приобретаемые вещи презентовали как «важных посредников в обучении жизни». Подразумевалось, что простая жизнь в окружении правильных вещей, созданной ими ауре, может поднять семейный быт на более высокую ступень, представить его в новом свете.
Моральный, образовательный и финансовый уровень семьи мог быть повышен (или понижен) посредством того, какие покупки делает жена. В Нидерландах XVII века картины, изображающие жен, которые выкладывают в магазинах заработанные мужем деньги, ставили целью показать реальную ценность денег. В новом понимании покупаемый объект, в свою очередь, оказывался связанным с тем, как семья понимает заработок и его разумную трату.