Во всем мире резко возрос коэффициент умственного развития (IQ). Этот скачок озадачивает, но значит ли это, что сегодняшние дети почти что гении? Или тесты IQ не дают полного и истинного представления об интеллекте испытуемого?
В описанном юмористом Гаррисоном Кейллором вымышленном городке на озере Вобегон все женщины сильны, все мужчины привлекательны… а у всех детей интеллект - выше среднего. Если говорить о детях, то Кейллор даже не подозревал, до какой степени он оказался прав. Налицо феномен, не сразу замеченный даже учеными, изучающими природу и истоки интеллекта, - в развитых странах количество баллов в тестах на IQ по сравнению с началом века, когда впервые были применены эти тесты, возросло неслыханно. Например, в Англии - на 27 баллов с 1942 года, в США - на 24 с 1918 года.
Сопоставимые результаты дают исследования в странах Западной Европы, в Канаде, Японии, Израиле, городах Бразилии, Китая, Австралии и Новой Зеландии. Этот стремительный скачок позволяет предположить, что сегодняшний средний школьник в былые времена считался бы вундеркиндом. И дело происходит вовсе не на озере Бобегон. “У нас есть данные по двадцати странам, - заявил на состоявшейся в начале этого месяца конференции по проблемам IQ Джеймс Р.Флинн из университета Отаго (Новая Зеландия). - И нет ни единого исключения из этой закономерности”.
График, отражающий динамику роста (так называемый “эффект Флинна”), построить несложно, гораздо трудней объяснить его причины. Ученые пришли к выводу, что это не статистический артефакт. Тесты, результаты которых проанализировал Флинн, практически не менялись на протяжении нескольких поколений. В ряде случаев они регулярно проводятся в одних и тех же социальных группах - например, в Нидерландах их проходят все юноши призывного возраста. “Динамика роста - реальна, она доказывается эмпирически и имеет широкий охват”, - сообщила психолог Венди Уильямс из Йельского университета.
В описанном юмористом Гаррисоном Кейллором вымышленном городке на озере Вобегон все женщины сильны, все мужчины привлекательны… а у всех детей интеллект - выше среднего. Если говорить о детях, то Кейллор даже не подозревал, до какой степени он оказался прав. Налицо феномен, не сразу замеченный даже учеными, изучающими природу и истоки интеллекта, - в развитых странах количество баллов в тестах на IQ по сравнению с началом века, когда впервые были применены эти тесты, возросло неслыханно. Например, в Англии - на 27 баллов с 1942 года, в США - на 24 с 1918 года.
Сопоставимые результаты дают исследования в странах Западной Европы, в Канаде, Японии, Израиле, городах Бразилии, Китая, Австралии и Новой Зеландии. Этот стремительный скачок позволяет предположить, что сегодняшний средний школьник в былые времена считался бы вундеркиндом. И дело происходит вовсе не на озере Бобегон. “У нас есть данные по двадцати странам, - заявил на состоявшейся в начале этого месяца конференции по проблемам IQ Джеймс Р.Флинн из университета Отаго (Новая Зеландия). - И нет ни единого исключения из этой закономерности”.
График, отражающий динамику роста (так называемый “эффект Флинна”), построить несложно, гораздо трудней объяснить его причины. Ученые пришли к выводу, что это не статистический артефакт. Тесты, результаты которых проанализировал Флинн, практически не менялись на протяжении нескольких поколений. В ряде случаев они регулярно проводятся в одних и тех же социальных группах - например, в Нидерландах их проходят все юноши призывного возраста. “Динамика роста - реальна, она доказывается эмпирически и имеет широкий охват”, - сообщила психолог Венди Уильямс из Йельского университета.